Анютенков А. Чернова Аида Артуровна

Пантомима » Анютенков А. Чернова Аида Артуровна

Анютенков А. Чернова Аида Артуровна // Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. 2000. С. 652-653.

ЧЕРНОВА Аида Артуровна (род. 22.05.1937, Москва) – артистка пантомимы, балета, режиссер, худ. Рук. Моск. Музыкального театра пластического искусства. Засл. Арт. РСФСР (1984). Окончила филологический фак-т МГУ (1961), высшие режиссерские курсы ГИТИС (1975). С 1961 начала заниматься пантомимой в эстрадной студии МГУ «Наш дом» (пед. И.Рутберг), где встретилась с партнером Ю.Медведевым.

Медведев Юрий Дмитриевич (род. 31.10.1941, Москва) – артист пантомимы. Окончил отделение клоунады, речевых и музыкальных жанров ГУЦЭИ (1966), высшие режиссерские курсы ГИТИС (1975).

В 1963 Ч. И Медведев подготовили пантомиму-плакат «Это не должно повториться!» (реж. С.Каштелян), которая вошла в спектакль «Павшие и живые» Театра на Таганке. Выступая на эстраде, Ч. и Медведев принимали участие в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Жизнь Галилея», «Гамлет», в поэтических представлениях «Антимиры», «Послушайте!». В спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» Ч. и Медведев играли несколько ролей, показывали пантомимы «Вечный огонь», «Пахарь», «Решетки», также поставленные Каштеляном. На пантомимах Ч. и Медведева строился созданный Ю.Любимовым на песни Б.Окуджавы спектакль «Работа есть работа» (сопровождался гитаристом Д.Межевичем – педагог по пантомиме И.Бурова). Ч. исполняла также пантомимы «Жизнь цветка», «Жанна д`Арк», «Актриса», Медведев – «Круг жизни», «На собрании», «В магазине масок» и др. Особым успехом пользовалась лирико-романтическая композиция на муз.И.С.Баха по мотивам скульптур Огюста Родена. Этому номеру Ч. и Медведева свойственна изысканность и филигранная отточенность поз и жестов, переходов и поддержек, гармоничность пластического рисунка, музыки и актерской игры. Эстрадные номера Ч. и Медведева отличались тонким вкусом, хорошей пластикой, тяготели к философским обобщениям. Дипломанты Всерос. Конкурса артистов эстрады (1971), лауреаты Междунар. Конкурса пантомимы в Берлине (1973). Ч. выступала и с другими партнерами. Совместно с Александром Александровичем Анютенковым (род. 19.09.1954) создала номер «Те Деум» (1980) в стиле эпохи Возрождения на муз. Г.Ф.Генделя; с партнером Пепеляевым Александром Юрьевичем (род. 03.10.1958) подготовила дуэтную композицию «Светильник» (1981) на муз. Томазо Альбиони. Исполняет сольные номера: композицию по мотивам легенд и мифов Древней Греции (Ника, Афродита, Ифигения, Клитемнестра) на муз. Кшиштофа Пендерецкого, композицию «Аве, Мария!» на муз. Яна Таусингера. Эти и другие номера вошли в спектакль «Причастность».

Искусство Ч. обладает яркой театральностью. Этому способствует умелое использование реквизита, который всегда несет образное начало. Так, в композиции по легендам и мифам Древней Греции легкая полупрозрачная ткань, обволакивающая статую, сначала как бы препятствует «скульптуре» вырваться на свободу, затем преображается то в парус, то в пенистую морскую волну, которая окатывает выходящую из камня богиню. Боевые знамена триумфаторши Жанны д`Арк неожиданно превращаются в языки пламени, поглощающие героиню.

С 1986 партнером Ч. становится Старухин Сергей Георгиевич (11.09.1959), засл. Арт. РФ (1995). Ч. и Старухин возобновляют спектакль «Причастность» и делают новую эстрадную программу «Гармонии таинственная власть» (1987) (в сопровождении фортепиано Даниила Крамера). В 1989 создали Моск. Музыкальный театр пластического искусства (с 1991 получил статус государственного). В 1995, получив помещение на Ново-Басманной ул., стал называться «Мансарда на Басманной» (в труппе 12 человек). Открытие состоялось 27 дек. 1995 музыкальным спектаклем с пантомимой «Ваше величество, женщина» (по поэзии М.Цветаевой, песням Б.Окуджавы). Уникальность театра, в репертуаре которого несколько спектаклей, заключается в синтезе пантомимы, классического и модерн балета, поэзии и музыки.

Лит.: Поюровский Б. Работа есть работа СЭЦ. 1977. № 7. С. 18; Шпинев А. Огонь был всегда Собеседник. 1987. № 25. С. 16; Чернова Аида Артуровна // Знаменитые женщины России. М., 1995. С. 126-127.

А.А.Анютенков