Полунин Вячеслав

Пантомима » Полунин Вячеслав

(род. 13.04.1950, Новосиль, Орловская обл.) – мим, режиссер. С 1967 по 1968 занимался в ленингр. Студии пантомимы при ДК «Ленсовета», а с 1968 по 1979 руководил этой студией. В 1978 окончил Ленингр. Ин-т культуры (заочно).

С 1979 П. В дуэте с А.Скворцовым начал выступать на концертной эстраде, демонстрируя классические пантомимические сценки, а также оригинальные номера. Особым успехом у зрителей пользовалась «Сказка про Красную Шапочку», где пантомима сочеталась с неожиданными звуковыми эффектами и забавной тарабарщиной (стали лауреатами Всесоюз. конкурса артистов эстрады, 1979).

Под руководством П. были подготовлены представления «Фантазеры» и «Лицедеи» (1978). В первом случае мимы, подражая играм детей, средствами пантомимы «рассказывали» друг другу различные фантастические истории, по ходу которых превращались в отважных мореплавателей, летчиков и др. Спектакль «Лицедеи» определил название клоун-мим-театра. С 1979 по 1988 труппой театра были подготовлены и показаны различные представления, и в том числе спектакли: «Картинки с выставки», реж. П. на музыку М.Мусоргского (1980), «Ночь на лысой горе» реж. П. (1981), «Чурдаки» реж. П. (1982), «Петрушка» реж. О.Киселев (1984). Лучшие номера из всех программ вошли в меланхолическое клоунское шоу «Ассиссяй-Ревью» (1984)- названное по имени комедийного персонажа П. (Ассиссяй). Персонаж П. трогательно-наивный мечтатель и фантазер, склонен к веселым розыгрышам и мистификациям. Черные всклокоченные волосы, выбеленное лицо, красный нос, напоминающий пробку от винной бутылки, костюм – желтый балахон и мохнатые домашние тапочки – таков внешний облик Ассисяйя. Основное выразительное средство комика – пантомима, но изредка он произносит смешные словечки, напоминающие лепет младенца. Например, в одной из сценок партнер запрещает Ассиссяю трогать вещи, нарочито строго покрикивая: «Низя-я-я!» Интонационная окраска неожиданно создавала ассоциацию с бесконечными бюрократическими препонами, возникающими в жизни. «Льзя» - решительно произносил потерявший терпение Ассиссяй и брал первый попавшийся предмет.

В своем творчестве П. обращается к различным жанровым разновидностям представлений: «Театр одного клоуна», уличные шоу (спектакль «Катастрофа», реж. П., 1986 – своеобразная интерпретация мифа об Икаре и конце света), сценическая клоунская импровизация, эксцентрические фантазии, и в том числе грандиозное шоу «Одиссей» (1989), в котором приняли участие 150 актероввв из 10 театров, и др. В спектаклях, которые разыгрывает П., поэзия и философия сплавляются с социальной критикой, а фольклорные традиции насыщаются гротесковой эксцентриадой.

По инициативе П. в Ленинграде был проведен первый Всес. Фестиваль театров пантомимы «Мим-парад» (1982), в Москве в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов работала «Мастерская пантомимы и клоунады» (1985), состоялся Первый фестиваль уличных театров в России «Лицедей-лицей» (1986), здесь же был проведен фестиваль «Конгресс дураков» (1987), в Москве фестиваль «Караван мира» (1989), а в Санкт-Петербурге юмористический фестиваль «Баба Дура» (1993) и др. В 1992 в С.-Петербурге открылся Междунар. Театральный центр «Академия дураков» - объединение комедийных артистов различных видов искусств, по главе с президентом П.

Клоун-мим-театр «Лицедеи» гастролировал в Америке, Канаде, Англии, Франции, Германии, Японии, Голландии, Швейцарии, Израиле, Испании – более 30 стран.

В 1994 П. вместе с партнерами Д.Богатыревым, С.Шипиловым начал выступать в спектакле «Аллегория» канадского цирка «Дю Солей» с комическими сценками.

В 1996 П. принял участие в VII интернациональном фестивале паяцев», проходившем в Испании (Барселоне), где завоевал Гран-при «Золотой нос» за спектакль «Желтый» (1993). Шоу для одного исполнителя состояло из двух трагикомических новелл, рассказывающих о душевных страданиях одинокого человека. Также «Золотой ангел» на Эдинбургском фестивале (1996, «Шоу снов»). Постоянно живет в Лондоне.

Многие актеры, прошедшие школу полунинских «Лицедеев», создали собственные театры: «Дерево», «Маски», «Скворцов и Ко».

В 1992 В.Кефт, Л.Лейкин, В.Соловьев, А.Либабов и А.Орлова организовали театр «Лицедеи минус 4» со спектаклем «Бессолница». Лейкин с сольным номером завоевал премию «Золотой Остап» (1993).

С.М.Макаров

Опубл. в кн.: Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. // М., 2000. С. 463-464.

Библиография

Библиография о Полунине

Без автора. Дерево в Вертикальном измерении

Арефьева О. Шуто буто по-русски// www. ark.ru

Анютенков А. Клоунский звездопад // Экран и сцена. 1990. № 31. 2 авг., с. 14. (1 фото)

Бердихина М. Под синим парусом // Экран и сцена. 2004. апрель. № 12. С. 11. [Обзор спектаклей]

Где растет Дерево? // Петербургский Театральный журнал. 2000. №22. С. 59-62.

Губская И. Оживленные картинки // Литературная газета. 2001. 21-27 февр. №8. С. 14.

Давыдова М. Слава Полунин Театр начинается с цирка

Должанский Р. Высадка «Дерева»: «Кетцаль» и «Однажды» в Театре эстрады // Weekend. 2008. 1 фев. № 3. С. 15.

Зерчанинов Ю. Пас на сцену

Маркова Е. Вход – через забор, но… только по любви!

Маркова Е. Любимый всеми Асисяй

Маркова Е. Под началом Асисяя

Маркова Е. ПОСТФАКТУМ

Маркова Е. Унисон

Маркова Е., Смирнова И. Полюбить жирафа

Маркова О. Караван миру

Корнеева И. Про уродов и зверей //Российская газета. 2007. 9 апр. С.6.

Краткая биография В. Полунина

Лорд К. Интервью Антона Адасинского, данное Крису Лорду для фильма «Creative Scotland Awards: The Druid Clock

Лейна И. Человек получает жизнь, сжатую в молнию // Культура. 2004. 25-31 марта. №12. С.16.

Ривкинд Т. Им сам Марсель Марсо чувой-то говорил…// Брянское время. 1992. 9 февр. № 68. (1 фото)

Соколова М. Наш, только наш!

Тихонова Н. Возвращение комической эксцентрики

Фокс О. Двери наших мозгов посрывало с петель

Яковлева Ю. DEREVO обрубает корни